Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Требования пожарной безопасности –
специальные условия социального и технического характера, установленные
в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской
Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным
органом.
Родители должны помнить, что детей привлекает огонь, но их естественный познавательный интерес должен быть направлен в нужное русло. А это значит, что с самого раннего возраста дети должны знать правила обращения с огнем.
От 3-х до 5-ти лет
Это возраст активных вопросов и самостоятельного поиска ответов.
Опыт многих поколений родителей подсказывает: если дети притихли,
значит, заняты чем-то рискованным. Дети этого возраста уже понимают силу
и последствия запрета — если такая работа велась последовательно в
раннем детстве.
На вопросы надо отвечать. Причем по возможности честно и полноценно.
Дети дошкольного возраста, задавая вопрос, склонны добиваться информации
еще и еще бесконечными «почему». Особенность пожарной профилактики в
данном возрасте — если не дать разъяснения, то ребенок попытается найти
ответ сам. Вы уверены, что он сделает это безопасно?
У дошкольников чувство опасности своеобразно. Недостаток социального
опыта может делать их совершенно «бесстрашными» — они могут включить
плиту, другие электроприборы и бытовые газовые агрегаты, зайти в гараж и
сарай. Все это только потому, что не имеют представлений о
последствиях. Страх придет уже в середине опасного «приключения», когда
появятся уже знакомые объекты страха: темнота, огонь.
При
этом надо хорошо понимать, что, по утверждению психологов, детские
страхи формируются до 5-ти лет. Поэтому работа по пожарной профилактике
должна носить позитивный характер, а не запугивать ребенка страшными
последствиями.
Ребенок должен усвоить, что для того, чтобы было хорошо (не было пожара)
надо делать так и вот так. А если не сделать правильно, будет пожар.
Для данного возраста существует достаточный пласт классической
противопожарной детской литературы: С. Маршак, Б. Житков, Л. Толстой, С.
Михалков. Некоторые произведения, как «Пожар», «Кошкин дом» и «Рассказ о
неизвестном герое» С. Маршака, целиком посвящены данной проблеме, в них
в доступной форме не только рассказывают ребенку о последствиях пожара,
но и учат правильному поведению в данной ситуации.
Чтение таких произведений обязательно должно сопровождаться беседой. В
беседе надо постараться снять все побочные эффекты, нежелательные
фантазии, которые у некоторых излишне впечатлительных детей могут
возникнуть. Внимательный родитель сразу заметит задумчивый взгляд
ребенка и сам постарается вызвать его на откровенный разговор. Не должно
остаться ни одного вопроса без ответа.
Для
дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому можно
попытаться в игровой форме выяснить отношение ребенка к прослушанному
стихотворению, сказке: разыграть сюжет с куклами и другими игрушками.
Сюжетно-ролевые игры, в которые играют дошкольники, после прочтения
произведений о пожаре или при реальном столкновении с пожаром (видел на
улице, видел по телевизору, слышал обрывок разговора взрослых), могут
стихийно включать в себя пожарную тематику. Необходимо тактично и
грамотно вмешаться с тем, чтобы направить ход сюжета, а с ним и эмоции
ребенка в правильном направлении.
Могут ли дети сами звонить в Пожарную охрану? Да. Диспетчеры Единой
дежурной диспетчерской службы обучены общению с детьми, в том числе
различать по детскому голосу, ложный вызов или за спиной ребенка
реальная беда. Поэтому в игры надо вводить сюжеты с вызовом пожарных,
учить ребенка правильному алгоритму вызова Пожарной охраны: назвать
адрес, что горит, свои имя и фамилию, фамилию и имя родителей.
Дети 3-5-ти лет должны знать:
— огонь опасен: он может стать началом пожара и причинить ожог;
— существует ряд предметов (спички, бытовая химия, плита…), которые дети не должны трогать;
— неосторожное обращение с огнем вызывает пожар;
— о признаках пожара надо сообщать взрослым;
— пожар уничтожает жилище, вещи («Кошкин дом»);
— пожар опасен для жизни и здоровья
— пожарные — отважные и сильные борцы с огнем;
— пожарных вызывают по телефону 01, баловаться этим номером нельзя.
6-7 лет, подготовительный к школе возраст
Это
возраст активного познания мира, причем в основном — руками и ногами.
Появляется интерес к осознанному просмотру телепередач, и не всегда
адресованных этому возрасту. Зачастую детям этого возраста дают смотреть
телевизор не в присутствии взрослых, и ребенок может увидеть пугающие
сцены пожара, гибели на пожаре. Это не способствует формированию
безопасного поведения. Такие сцены оседают в памяти как
безотчетно-пугающие.
В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок
не только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает
иллюстрации. Культура семейного чтения адресована во многом именно
«подготовишкам»: у них уже значительно развит словарный запас, они
способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать
прочитанное. У шестилеток появляется интерес к коллективной и
соревновательной деятельности — им нравится разгадывать ребусы, шарады
вместе с родителями, обыгрывать их.
Это можно использовать и в пожарной профилактике: существуют тематические настольно-печатные игры, книжки-игрушки с заданиями.
В 6-7-летнем возрасте мы даем доступную информацию, учим правильным действиям.
Ребенок должен знать
— пожарных вызывают по телефону, и знать особенности своего телефона;
—
надо назвать свой адрес, что горит, фамилию, имя и объяснить
диспетчеру, почему именно он вынужден звонить в Службу спасения и где
находятся родители;
—
нельзя звонить с шутками и просто «для интереса» в пожарную охрану,
потому что это может помешать получить помощь людям, действительно
нуждающимся в ней;
— бытовой газ взрывчат и ядовит, поэтому пользоваться им могут только взрослые;
— признаками пожара являются огонь, дым и запах дыма. О них надо обязательно и срочно сообщить взрослым;
— нельзя брать вещи, приборы взрослых для игры — не умея их использовать правильно, можно устроить пожар.
Во
время прогулок дети могут видеть на улице пожарную машину. Если в
младшем возрасте мы просто констатировали сам факт: «Это пожарная
машина, она спешит на пожар», то сейчас особенно с мальчиком, разговор
может быть гораздо подробнее — от марки машины до ее назначения
(автоцистерна, автолестница). Обязательно надо рассказать ребенку, что
пожарные — люди не только отважные и умелые, но и что они должны много
знать. Постарайтесь включить образ пожарного в систему позитивных
ценностей ребенка — «с кого брать пример».
Многочисленные печальные случаи с поджиганием штор, игр в полярников с
разведением костра на полу и устройством «камина в замке» в ящике комода
— это «творческий почерк» подготовительного к школе возраста.
Детей в этом возрасте достаточно часто оставляют дома на
непродолжительное время. В связи с этим возникает необходимость научить
ребенка при необходимости вызвать пожарных как с домашнего телефона, так
и с мобильного, которыми в этом возрасте уже начинают пользоваться —
специальные детские модификации снабжены кнопками вызова экстренных
служб.
Видеоматериалы по теме:
Мероприятия
В ноябре в МАДОУ "ДС №424 г. Челябинска" для старших дошкольников нашего детского сада было проведено игровое занятие на тему «Готовность 01».
Целью проведения бесед в дошкольных учреждениях – является формирование у детей ответственности за свои поступки и привитие первоначальных навыков по противопожарной безопасности в быту и в местах с массовым пребыванием людей.
В завершении беседы с ребятами была проведена спортивная эстафета на тему: «Маленькой спасатель». Ребята в форме игры попробовали себя в роли пожарного, показали свои навыки, умения в оказании первой медицинской помощи и тушении условного пожара.