Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Модуль "Навигатор профессий"


    На сегодняшний день проблема ранней профориентации носит актуальный характер, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не временное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве, именно поэтому наш детский сад выбрал приоритетным направлением "Навигатор профессий", данный модуль направлен на развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

    Наряду с традиционными методиками, которые применяются педагогами в процессе формирования у детей элементарных представлений о труде взрослых и профессиях являются инновационные педагогические технологии. Наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования.

    В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ?
Во-первых, ее самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.
Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности, помогающие оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.
В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень освоения ребенком пройденного материала.
В-четвертых, она гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.
И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.

    В нашем детском сду макетирование прошло в три этапа: предварительный, основной и активизация игры с макетом. Изготовляя макеты, мы определили общий перечень направлений по ознакомлению с профессиями:
- среда;
- орудия труда и их назначение;
- особенности трудовых действий;
- результат труда.

    Продуктом нашей новой технологии стали разнообразные макеты по ознакомлению с профессиями.



Столовая, кафе – знакомство с профессией повар, официант, кондитер.
Макет представлен кухонной мебелью, муляжами продуктов питания, фигурками работников кафе и посетителей.


«Поликлиника» - профессии: врач - педиатр, медсестра. Макет наполнен специальной мебелью белого цвета. Имеются весы, кушетка, пеленальный стол, стеллаж с медицинскими принадлежностями, фигурки людей. Во время игры дети могут пользоваться всеми предметами и перемещать их по своему замыслу так как все они крепятся с помощью липкой ленты.


Мебельный центр – продавец мебели, плотник, сборщик мебели, кассир, дизайнер. Макет состоит из двух этажей, где на первом – мебель для кухни, ванной комнаты, на втором – мебель для гостиной, прихожей.



Ателье – модельер, швея, закройщик, дизайнер.
Оформлен необходимым оборудованием для работников, швейными принадлежностями, альбомами с выкройками, стойками с различными нарядами.


Сад и огород – знакомство с профессией садовник, цветовод, дизайнер.
В макете большое количество различных предметов. Это и грядки с овощами, машины с урожаем, человечки с лопатами, тачками. Пространство макета заполнено фруктовыми деревьями, ягодными кустами. Есть даже маленькие животные и насекомые.



Макет «Деревенька»
Ребята познакомились с профессиями, которые связаны с сельским хозяйством: агроном, мелиоратор, механизатор, тракторист, комбайнёр.
Была проведена интересная предварительная работа с детьми и родителями:
- виртуальные экскурсии на предприятия пищевой промышленности Челябинской области.
- организация выставки молочных продуктов.
- знакомство с различными сортами макарон.
- составление книги рецептов разнообразных блюд из макаронных изделий.
- сюжетно-ролевые, дидактические игры «Ветеринар», «Животные фермы».
Макет оформлен различными видами сельскохозяйственной техники, также представлены разнообразные домашние животные и птицы, для которых оформлена их среда обитания.


Военный аэродром -  военный летчик, летчик-испытатель, штурман, заправщик, командир корабля, бортмеханик, бортинженер, радист.
Задавая вопрос дошкольникам о том, кем они мечтают стать, можно услышать в ответ: менеджер, банкир, блогер и пр. Мы сообщаем детям о том, что есть и такая профессия - Родину защищать! Об этой профессии слагаются легенды – со времен появления самолетов отвага и мужество военных летчиков заставляют нас восхищаться. Советская проза, журналы и газеты XX века описывают подвиги летчиков Великой Отечественной войны. Они носили гордое звание героев Советского Союза, были известны каждому человеку в стране, а дети стремились быть на них похожими. Престиж военных летчиков не угас и по сей день. Они служат в составе военно-космических войск, и каждый из них прошел длинный путь к этой профессии. Поэтому, не случайно нами создан макет «Военный аэродром». Во первых, в Челябинске функционирует высшее военное авиационное краснознаменное училище штурманов. Во вторых, наша страна нуждается в высокопрофессиональных военных специалистах.
Основу макета составляют модели военных самолетов, вертолетов и фигурки солдатиков. Периметр взлетно-посадочной полосы выполнен в защитном цвете и освещен огнями.
Предварительно с детьми и родителями была проведена интересная работа:
- Чтение художественной литературы: А Малов «Кто защищает нашу Родину», М. Проказов «Военная техника» и пр.
- Продуктивная деятельность с детьми: лепка из пластилина, рисование военных самолётов и вертолётов. Изготовление моделей самолётов из бумаги. Конструирование военной техники из конструктора ЛЕГО.
- Изготовление с детьми дидактических игр: «Военные лётчики», «Военные загадки», «В воздухе».
- Виртуальная экскурсия по гражданскому Челябинскому аэропорту. Знакомство детей с профессиями наземных служб: служба безопасности, диспетчер, багажные перевозки, техническое обслуживание гражданских бортов.
- Виртуальная экскурсия в ЧВВАКУШ (Челябинское высшее военное авиационное краснознаменное училище штурманов);
- Знакомство детей с самолётами военного времени. Знакомство с формой лётчиков, значение разнообразных знаков отличия.
- Изучение современных самолётов, современной лётной формой и т.д.
- Знакомство со структурой и особенностями деятельности военных аэродромов, назначением разного вида строений, взлётной полосы, работы наземных служб.
- Просмотр художественных фильмов: «Офицеры», «В бой идут одни старики» и пр.


«Аптека»

Как правило, представления о разнообразии профессий у дошкольников ограничены их жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду. О многих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Поэтому и был создан макет «Аптека». Актуальность данного проекта обусловлена тем, что он поможет обогатить знания и представления дошкольников о профессии «Фармацевт».

Макет изготовлен преимущественно из картонных и бумажных деталей.  Реалистично передано место работы Фармацевта. Аптека представлена в зеленых тонах, как и подавляющее число аптек. Все дело в том, что раньше большинство лекарственных средств изготавливалось из трав, поэтому они ассоциируются с зеленым цветом. Такой цвет способен смягчать и снимать остроту ощущений и даже имеет некоторое целительное и расслабляющее действие.

Оформление витрины представлено реальным изображением лекарственных препаратов, вторично использованы, в том числе и упаковки от настоящих лекарств.

На стенах присутствуют плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства могут помочь людям при разных заболевания. Ошибки не допускаются – это может повредить здоровью человека.  Фармацевт - это человек, который умеет читать рецепты, продавать нужные лекарства и даже готовить их.



«Детская библиотека»

Проблема чтения сейчас очень актуальна. Как приобщить ребенка к чтению? Что сделать, чтобы книга вошла в мир ребенка, сделав его интересным, полным необычных открытий.
Мы знаем, что в настоящее время ребенок растет в окружении не читающих взрослых и именно это побудило нас к созданию макета «Детская библиотека».

Макет изготовлен из конструктора Лего и пластилина. Все предметы трансформируются, фон - на липучках. В библиотеке два зала: читальный, где собраны редкие книги, которые домой брать нельзя и можно читать только здесь. В читальном зале имеется пианино, но не для того что бы песни петь, как на музыкальном занятии в детском саду, а для того чтобы читать стихи, отрывки литературных произведений, слушать классическую музыку.  Такие встречи называются - литературные вечера.
Основной зал, где находятся книги, которые можно брать домой и читать уже дома. Библиотекарь, прежде чем выдать книгу, знакомит детей с правилами пользования.
В библиотеке есть реставратор книг, который приводит их в порядок.

Макет «Почта России» - «Почта-банк» работник связи, почтальон, сортировщик, банковский служащий. С помощью макета дети знакомятся не только с прямым назначением почтового отделения, но и его дополнительными функциями.
В макете, помимо основного оформления имеется большое количество дополнительных атрибутов, с помощью которых пространство почты можно постоянно видоизменять. Данный макет частично напоминает ЛЭПБУК, так как использованы все его наружные части. Имеются кармашки с загадками, стихами, картинками, разнообразными заданиями.
Из конструктора ЛЕГО построены модели незаменимых почтовых помощников: машина, самолет, вертолет, почтовый состав.

В перспективе любой макет может быть дополнен какими-либо новыми предметами, может быть полностью изменен в соответствии с выбранной профессией.
Таким образом, Макетирование позволяем организовать развивающую среду в группе, способную заинтересовать любого ребенка, стать связующим звеном разных видов деятельности, создать платформу для партнерского взаимодействия со сверстниками взрослыми.
- Без сомнения можно сказать, что макетирование в ДОУ является одной из наиболее перспективных форм организации образовательного пространства и стимулирования игровой деятельности детей.

Макетная технология – как ступень в будущую профессию презентация

Макетная технология – как ступень в будущую профессию текст к презентации